В этом году исполняется 200 лет удивительному храму, построенному на народные деньги в одном из отдаленных сел Рязанской губернии. Вне всяких сомнений, увлеченного исследователя русской провинции ждет немало открытий, но сейчас мы хотим рассказать об одной из таких «жемчужин» - Храме Св. Троицы в Туме.
На самом краю Рязанской области, в 100 км от Рязани и в 200 км от Москвы, стоит, будто не тронутый временем, большой белоснежный храм с портиками и колоннами, высокими полукруглыми окнами и стройной трехъярусной колокольней. Внутри – резной иконостас итальянского мрамора, старинные образа, прекрасные росписи, сделанные в начале прошлого века по эскизам Васнецова, Нестерова, Иванова. На полу - метлахская плитка. Храм-артефакт, храм-музей, совсем не похожий на сельский. Как он возник и как сохранился до наших дней, пройдя сквозь все бури и потрясения XX века?
Старинное поселение Тума находится на самом северо-востоке Рязанской области. По-мокшански «тума» означает «дуб», по-марийски «тум» - «непроходимый лес», «чаща», «глушь», и на самом деле, еще в XIX веке село Николаевская Тума стояло, окруженное густыми, непроходимыми лесами.
По одной из версий, в конце XV века в это дикое место на берегу речки Нарма переселяли новгородцев, восстававших против присоединения Новгорода к Московскому княжеству. Так это или нет, теперь сказать трудно, но первое упоминание о Туме относится к 1518 году, а уже к 1637, как свидетельствует «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии…», составленное в конце ХIХ века историком и священником о. Иоанном Добролюбовым, в этом селе было два храма - во имя Св. Николая Чудотворца и Ильи Пророка.
К концу XVIII века обе древние деревянные церкви обветшали, и в 1823 году было начато строительство каменного храма Пресвятой Троицы с дополнительными приделами в честь Архангела Михаила, Покрова Богородицы, Святителя Николая и пророка Илии. Строительные работы в основном завершились в 1841 году. По мнению Натальи Петровны Ледовских, профессора кафедры культурологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, «храм Пресвятой Троицы является правопреемником двух древних церквей. Сюда перешла документация, при строительстве использовались пригодные для строительства детали, особенно для оформления интерьера храма, сюда перенесли книги, богослужебную утварь, что и отмечается в описях как предметы, имеющие особую ценность». Правда, в то время выглядел он не совсем так, как сейчас.
К началу XX века в Троицком приходе в Туме числилось 1722 двора, или 11480 человек. Но вот, осенью 1901 года случился страшный пожар. Загоревшийся деревянный шпиль рухнул внутрь храма. Выгорело все. Остались только кирпичные стены.
Восстанавливать храм решили всем миром и «со значительными улучшениями», а курировать ход восстановительных работ поручили губернским архитекторам А.М. Селиванову и Г. Циханскому. Восстанавливали десять лет. К 1910 году все ремонтные работы были закончены. Храм имел 80 метров в длину и 40 м в ширину. Высота центрального купола превышала 40 метров, а колокольни со шпилем и крестом – около 80 м. Размеры, для сельской церкви довольно не характерные.
В описях, сделанных в 1918–1919 гг., храм описан так: «Троицкая церковь в с. Николаевская Тума, Касимовского уезда, каменная, крытая оцинкованным железом, с пятью главами, из коих одна большая крыта жестью, а остальные четыре сверх железа покрыты тонким слоем алюминия, с пятью крестами, с каменною же колокольнею. На колокольне находится четырнадцать колоколов». Самый большой колокол Троицкого храма в Туме весил около 13 тонн (более 787 пудов) и стоил 15740 рублей. Просторный храм имел уникальную систему центрального отопления «с двумя большими печами в подвальном этаже».
Предметом особой гордости был – и остается - двухъярусный резной иконостас в центральном приделе. Он был изготовлен из итальянского бело-голубого мрамора на фабрике в Харькове, а украшен резьбой в Москве в мастерской скульптора В.И. Орлова.
Расписывали храм художники школы Василия Васнецова. Общая площадь фресок составила около 900 кв. м. «Эти росписи относятся к наиболее ценным артефактам, - пишет Н.П. Ледовских. - Фрески сделаны по эскизам величайших русских художников XIX – начала ХХ века – В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.А. Иванова, В. Котарбинского, Г. Семирадского. В храме можно увидеть известные картины «Явление Христа народу», «Христос на Руси», «Христос в доме Марфы и Марии» и др. Многие фрески повторяют росписи Владимирского собора в Киеве, оформление которого было завершено в 90-е года XIX в».
Полы храма выложены цветной метлахской плиткой, изготовленной на заказ Товариществом по производству огнеупорного кирпича, гончарных, терракотовых и других изделий Барона Э.Э. Бергенгейма, в Харькове. Прихожане заказали Товариществу 2700 пудов (3 вагона) этой плитки.
Сейчас Троицкий храм в Туме имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
«Наш храм, не просто храм, но и, фактически, музей, где можно бесконечно любоваться рукотворной красотой и историческими артефактами особой ценности, - считает профессор. - Не случайно, после революции 1917 года, верующие не позволили его разгромить. В 1920–30-е годы неоднократно жители просто не подпускали к храму так называемых «экспроприаторов», со всех деревень собирался народ. В самые трудные времена писали письма Сталину и ездили в Москву. Тем не менее, с 1940 по 1947 годы местные власти превратили церковь в зернохранилище, но затем вынуждены были возвратить ее верующим, боясь настоящего бунта. Храм на протяжении всей своей истории жил полноценной жизнью и всегда был, и остается центром общественной и культурной жизни Тумы».