Радуйся, Невесто Неневестная!
Global Orthodox
Читать больше

Великий Пост приближается к своему завершению, заканчивается пятая неделя из шести. В последний раз, и полностью, прочитан Великий покаянный канон Андрея Критского, и в службах, пока очень тихо, забрезжило ощущение грядущего торжества – победы жизни над смертью. До этого три субботы подряд мы поминали тех, кто уже переступил порог Вечности. В шестую – последнюю – субботу Поста мы уже празднуем воскрешение Лазаря. А вот пятая суббота посвящена Той, Которая родила в этот мир воплотившегося Бога, победившего смерть.  
Пятая суббота Поста называется Похвалой Пресвятой Богородице или - Субботой Акафиста. Служба, посвященная древнему Празднику, очень необычна и отличается особенной красотой. 
Акафист – (греч. Ακάθιστος), означает «неседальный». То есть, это песнопение, посвященное тому или иному событию или святому, исполняется и слушается стоя.  
Праздник Похвалы Богоматери установлен в VII в. в воспоминание о освобождении Константинополя от нашествия персов и их союзников, воспользовавшихся отсутствием императора в городе и осадивших столицу с моря в 625 году. Тогда патриарх Сергий вынес чудотворную икону Богоматери Одигитрии на берег Босфора и погрузил ее в воды залива. На море началась буря, разметавшая вражеский флот, после чего осада Константинополя была снята. Ныне эта икона хранится на Афоне, в монастыре Дионисиат.
В честь чудесного спасения Константинополя и был установлен Праздник Похвалы Богородице, на котором пелся тот самый Акафист. На это событие есть указание и в самом тексте акафиста: «Радуйся, огня поклонение угасившая» (персы были огнепоклонниками). В синаксаре (описании) Субботы Акафиста говорится, что он был исполнен в Константинополе 7 августа 626 г. как благодарственная песнь Богородице за избавление от нашествия иноплеменников. В первом кондаке Богородица воспевается как «Взбранная Воевода», то есть военачальница, всех превосходящая в сражениях.
Поскольку этот акафист был создан первым, и других тогда просто не было, то раньше его называли Великим акафистом или просто Акафистом. Все акафисты, которые существуют ныне, — подражание этому. Акафист Пресвятой Богородице - единственный из всех акафистов вписан в богослужебный устав. Каждый год он поется на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в связи с чем эта суббота и называется «Субботой Акафиста» или «Похвалой Пресвятой Богородицы».
В греческом подлиннике каждая песнь Великого Акафиста начинается со следующей буквы алфавита. Начиная с Альфы, мы доходим до последней буквы - Омеги и – возвращаясь к первой песне, заканчиваем Альфой. А теперь вспомним Откровение Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». (1:8)В переводе эта особенность Акафиста, к сожалению, утрачена. 
По своему содержанию Великий Акафист охватывает и Ветхий, и Новый Заветы. Автор этого песнопения не только изложил Евангельские события, связанные с Рождеством Христовым, но и напомнил о ветхозаветных пророчествах о Боговоплощении, о Пресвятой Деве и о спасении во Христе.  
Как известно, в Ветхом Завете содержится много пророчеств о Пресвятой Богородице – и о Ее происхождении из рода Давидова, и о Благовещении, и о том, что ей предстоит. Об этих же пророчествах напоминает и удивительный образ, именуемый «Похвала Пресвятой Богородице». Как отмечают историки иконописи, это «своего рода гимн в красках, в котором, как и в Акафисте, раскрывается тема величания Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога».
В центре иконы – Пресвятая дева, восседающая на престоле.  Над Ней – изображение Спаса Эммануила, символизирующего воплощенного Христа Предвечного. 
Голубые ветви, окружающие Богоматерь и Спаса, соответствуют поэтическим образам, в которых Христос уподобляется Древу Жизни, а Богоматерь — лозе виноградной. Кроме того, эти ветви – напоминание о Древе Иессеевом, символизировавшем единство Ветхого и Нового Заветов.  
Вокруг Богородицы и Спаса - одиннадцать фигур пророков, протягивающих Богородице развернутые свитки с текстами своих пророчеств, посвященных чуду воплощения Христа, и символы, с которыми она сравнивается в ветхозаветных текстах: Аарон с процветшим жезом, Иаков с лествицей, Моисей с Купиной Неопалимой…
Внизу в центре изображен пророк Валаам, указывающий на звезду. Его предсказание входит в число ветхозаветных пророчеств о Христе, воплощении Его от Богородицы: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17)
И по периметру иконы располагаются клейма – изображения, передающие содержание отдельных песен (кондаков и икосов) Акафиста.
Смысл же всего Акафиста раскрывается в первой же песне (кондаке): «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице; но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная».
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский в XIX веке перевел его с церковнославянского так: «Бранноподвизающейся за нас военачальнице дары победные и, как избавленные от бед, дары благодарственные приносим Тебе, Богородице, мы, рабы Твои: но Ты, как имеющая державу непреоборимую, освободи нас от всяких опасностей, да взываем Тебе: радуйся, Невеста неневестная!»