Симонов - судьба ветерана
Global Orthodox
Читать больше

Монастыри – защитники Москвы

 

Общеизвестный факт: к началу XVII века Москва была одним из самых укрепленных городов в Европе. При этом, мало кто знает, что в системе фортификационных сооружений важную роль играли монастыри-сторожи – Андроников, Новоспасский, Симонов, Данилов, Донской… 

Если посмотреть на карту, то видно, что эти обители расположены на дальних подступах к столице и образуют кольцо. Строились монастыри-сторожи в пределах прямой видимости друг с другом и с Кремлем. Поэтому сигнальный огонь, который при виде неприятеля зажигался в одном монастыре, был сразу виден дозорным в других.

 

Несчастье помогло…

 

Летом 1365 года страшный пожар в считанные часы уничтожил практически всю Москву. На восстановление города и крепостных стен требовалось время, в течение которого он оставался беззащитен. И тогда митрополит Московский Алексий благословил построить несколько монастырей, которые выполняли бы еще и функцию «дозорных», способных предупреждать о появлении неприятеля и на некоторое время сдерживать его продвижение к Москве. 

Первым таким форпостом стал Андроников монастырь, основанный одним из учеников Сергия Радонежского – прп. Андроником на берегу реки Яузы в 1366 году. Он прикрывал собой дорогу, которая вела в саму Орду. 
Сегодня на территории Спасо-Андроникова монастыря находится самый древний из сохранившихся Московских храмов – белокаменный Храм Спаса Нерукотворного Образа, построенный в 20-х годах XV столетия. Этот собор замечателен еще и тем, что расписывал его не кто иной, как прп. Андрей Рублев. В нем же, как извещает памятная доска на стене собора, он и был погребен в 1430 году.

Южнее Андроникова, в излучине Москва-реки, встал Симонов монастырь, основанный другим учеником прп. Сергия – Феодором, будущим святителем Ростовским. До недавнего времени было принято считать датой основания Симонова монастыря год 1370. Однако данные последних исторических исследований дают основания полагать, что появился он значительно раньше, как небольшой домовый монастырь при загородной резиденции великого князя Симеона Гордого (1316–1353; великий князь с 1340 г.), старшего сына Ивана Калиты.  

Из всех монастырей-защитников Москвы судьба Симонова монастыря оказалась самой трагичной.

 

Созидался любовью

 

Симонов монастырь быстро стал любимым местом паломничества москвичей.  
В обители хранилась великая святыня — Тихвинская икона Божией Матери, которой св. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Там же, на  территории монастыря, покоились останки монахов Пересвета и Осляби.
Из числа его братии вышли четыре Патриарха и целый сонм русских святых и подвижников, в их числе и св. Кирилл Белозерский.

Монастырь пользовался особым покровительством со стороны знатных родов: Ховрины-Голенищевы, Мусины-Пушкины, Апраксины, Карамзины… Он был настолько любим и почитаем, что стал со временем одним из красивейших монастырей в России. В разное время здесь работали такие знаменитые архитекторы, как строитель Смоленского кремля Федор Савельевич Конь, выдающийся русский зодчий конца XVII века Осип Старцев...  


 
При этом монастырь исправно нес военную службу. В 1591 году обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями отбила набег татарского хана Казы-Гирея. В 1606 году царь Василий Шуйский направил сюда стрельцов, которые вместе с монахами сдержали наступление Ивана Болотникова. 
Во время вражеских нашествий монастырь нередко подвергался сильным разрушениям. Так случилось и в Смутное время, и во время нашествия Наполеона. Но всякий раз любовью и стараниями москвичей восстанавливался и представал еще более прекрасным. 
Последний расцвет обители пришелся на первую половину XIX века. 



В 1835-39 годы на средства купца Ивана Игнатьева и по проекту знаменитого Константина Тона была построена знаменитая колокольня Симонова монастыря. Высотой более 90 метров, напоминавшая очертаниями колокольню Новодевичьего монастыря, она стала самым высоким сооружением в Москве. К началу ХХ века в монастыре действовали шесть храмов с 22 престолами.
Роковой 1930-й
Симонов монастырь, древняя монашеская обитель, славный свидетель русской истории, сокровищница и жемчужина русской архитектуры — был уничтожен в одну ночь. В шестую годовщину смерти Ленина, 21 января 1930 года коммунисты взорвали Успенский собор монастыря и окружавшие его стены, были разрушены колокольня, надвратные церкви, другие строения.
Уцелело совсем немного: южная стена с тремя башнями и Трапезная палата с церковью Тихвинской иконы Божией Матери. В Трапезной палате было организовано производство рыболовных крючков и снастей. 
Постепенно о Симоновом монастыре забыли. И сегодня даже среди москвичей мало кто знает, что на задворках стадиона Торпедо находятся руины одной из красивейших и самых почитаемых московских обителей.
В 1991 году храм Тихвинской Божией Матери Симонова монастыря был возвращен Церкви. В 1995 в Храме было возобновлено богослужение. Остатки былого великолепия собирают по крохам. С любовью…