За исцелением в «Метанойю». Православный центр помощи уже 15 лет помогает зависимым
Global Orthodox
Читать больше

- Всем привет, меня зовут Петр, я алкоголик. Я выздоравливаю и не пью уже 9 лет.

- Приииивееет, Петр…

Этот диалог с некоторыми вариациями стал своеобразным мемом. Где его только не использовали – в кино, в шоу, юмористических программах, в интернете. А между тем, на собраниях анонимных алкоголиков всё именно с этого и начинается. 

Православный центр помощи Метанойя существует уже 15 лет.  За это время через него прошли тысячи людей. В сотни семей вернулись спокойствие, счастье и любовь. Тысячи людей вновь стали людьми, хотя, казалось, уже дошли до крайней точки…

«Метанойя» в переводе с греческого означает «изменение взглядов», переворот мозгов, также раскаяние и сожаление. Любой из тих смыслов очень подходит к тому, что происходит на занятиях общества.

На Метанойю приходят люди с разными проблемами - зависимые от алкоголя, наркотиков, игроманы, созависимые разных возрастов и социального статуса. А также их друзья, со-зависимые, то есть те, в чьей семье происходит несчастье.  (Созависимые сливаются с больным человеком и занимаются контролем его поведения, они поглощены его жизнью и не заботятся о себе и удовлетворении своих собственных желаний и потребностей – прим. Авт.).

На встречах созависимые учатся правильно реагировать на поведение своих близких и помогают себе не сойти с ума. 

- Если бы не Метанойя, я бы уже несколько лет лежала в дурдоме, - говорит Ольга. – Нет, я не пью, у меня муж алкоголик. Он устраивал погромы, крушил все вокруг, ради покупки спиртного был способен на все. Дети по шкафам от страха прятались. Но муж никак не мог признаться, что он алкоголик. 

Наталья - мать дочери студентки. Сейчас вспоминает свои эксперименты с алкоголем и наркотиками с ужасом. Остановилась она, что называется, у последней черты. За день до прихода опеки начала «чистый» образ жизни. Это и спасло ее дочь от детского дома, а ее саму от лишения родительских прав и катастрофы.

Зина появилась в Метанойе из-за сына алкоголика. Он в алкогольном угаре становился совсем неуправляемым. Один раз взял топор и начал рубить полы. Зина отобрала грозное орудие. Говорит, не боялась: «это же мой сын». В «Метанойе» она уже 12 лет. Именно занятия помогли ей правильно отреагировать на очередной фортель отпрыска: он пообещал выброситься из окна. Сейчас сын несколько лет не пьет, поет в храме на клиросе. 

А сама Зина вновь хочет пройти «12 ступеней».

«12 шагов к трезвости» — это поэтапное выздоровление. Алкоголику или наркоману нужно признаться в своей зависимости. Именно это самое трудное. Потом следует постепенно выполнять те или иные задания, анализируя свою предыдущую жизнь. Есть даже такой пункт как «возвращение долгов».

— Это значит, что должно исправить то, что ты наделал в пьяном виде. Может украл что-то, или обидел кого, - говорит Зина. – Следует раскаяться, повиниться, даже если этого человека уже нет в живых.

Срываются ли выздоравливающие? Да. Но, как правило, потом возвращаются вновь. Все они становятся людьми глубоко верующими, ибо отлично понимают, без помощи Бога провернуть такое дело невозможно. 

Центр Метанойя родился благодаря стараниям отца Ионы, насельника Даниловского монастыря. В общении с зависимыми и созависимыми ему помогает психолог. Все, кто ведут занятия, люди не понаслышке знающие, что такое алкогольная зависимость и сумевшие ее победить. Ядром программы «12 ступеней» стало чтение Евангелия. Любопытно, что каждый читаемый на собраниях отрывок, присутствующие примеряют на себя. «А ведь это опять про меня» - самая частая фраза на обсуждениях.

- Мы думали, что станем набирать группы, потом люди будут уходить. Но они остаются, так что группы у нас сейчас большие, - говорит отец Иона.

Часть становится волонтерами или наставниками, которые берут под опеку новичков. На встрече вживую присутствовали 31 человек и еще 30 онлайн! В скайп они выходили не только из городов России, но даже из Тель-Авива!


КСТАТИ

Общество анонимных алкоголиков (АА) объединяет людей, связанных одной бедой. Они регулярно встречаются, дабы поддержать друг друга, поделиться опытом.

Первые общества, похожие на АА, появились в США еще в середине XIX века. Но в том виде, в котором оно знакомо нам, в 1935-м. Маклер Бил Уилсон выписался из больницы, где лечился от алкозависимости. Едва не сорвавшись, он решил найти другого алкоголика, чтобы вместе переносить все трудности отказа от зависимости. Вторым таким алкоголиком и создателем общества стал доктор Боб Смит. Вместе они разработали сисетму «12 шагов» которую сейчас используют во всем мире. Сейчас в мире более ста тысяч групп АА, в которых занимается свыше двух миллионов членов.


СКАЗАНО

Когда «я» сменилось на «мы», работа наладилась!

- Отец Иона, трудно далось создание вашего общества?

- Метанойю я, можно сказать, выстрадал! Сначала я совершил ряд ошибок. У меня не было опыта создания подобных программ, и Метанойя чуть было не развалилась. Но после того, как я стал сотрудничать с психологом Натальей Милениной, программа обрела свой стиль. С каждым годом мы оттачивали ведение собраний, периодически брали супервизию у специалиста, учились на ошибках. В итоге, имеем работающую, достаточно эффективную, проверенную временем программу. Думаю, основной моей ошибкой было то, что Метанойю создавал я. Когда «я» сменилось на «мы», работа стала налаживаться. 

- Методика 12-ти шагов – известна в мире, но вы ее адаптировали, присовокупив чтение Евангелия. Почему?

- Метанойя не имеет отношения к содружеству Анонимных Алкоголиков и другим 12-шаговым сообществам. Хотя многие наши участники выздоравливают в А-содружествах. У нас православная программа, и чтение евангельского отрывка, его обсуждение является ее ядром. Так что я не адаптировал 12 Шагов под православие, да это и невозможно. Некоторые люди пытались это делать, но безуспешно. Думаю, Шаги не нуждаются в адаптации и корректировке. Они самодостаточны, т.е. содержат в себе нравственное учение Христа.