Все покупали, и я покупал. Флешмоб, как опасный вирус
Дарья Андреева
Читать больше

Вольфрам, 74-й химический элемент в таблице Менделеева – самый тяжелый и тугоплавкий металл. Однако плотность, прочность, тяжесть и другие стабильные качества не способны устоять перед фейковой новостью и реакцией на неё. Или древней привычкой рода людского, бежать со всех ног всей толпой туда, куда помчались несколько индивидуумов. 

Все началось 12 октября нынешнего года, когда криптоинвестор Нирадж Агравал поставил в твиттере скриншот заголовка с сайта издания Bloomberg. Он сообщал, что криптотрейдеры – инвесторы, использующие криптовалюты, спровоцировали мировой дефицит вольфрама – начали скупать редкий металл. Причем, просто так: очень приятно подержать в руках тяжелый вольфрамовый кубик. 

Это был фейк. Но новости о том, что кто-то покупает редкий металл вызвала в среде держателей криптовалют такой же ажиотаж, как бабушкин слух в советские времена, что в городе скупили всю соль (сахар, масло, спички – люди с хорошей исторической памятью могут продолжить список). Однако если бабке еще требовалось одеться и добежать до магазина, то современным держателям биткоинов и других криптовалют, оказалось достаточно несколько раз кликнуть мышкой или провести пальцем, чтобы совершить сделку. Благо, вольфрам металл не такой уж и дорогой. 

Криптовалютчики по всему миру, и в первую очередь в США, принялись торопливо скупать вольфрамовые кубики – можно представить, как ругались курьеры-доставщики. Получив заказ, убеждались на практике, что маленький кубик весит, как кирпич и со смехом бросали его на стопку из десяти кусков хлеба – он пробивал все. 

Прошло две недели и новость о дефиците вольфрама перестала быть фейковой. Сувениры закончились, заводы увеличили производство из имеющихся запасов и стали выпускать востребованные кубики. А между тем, вольфрама добывают в год 40-50 тысяч тонн, так что скупить весь – сложно, но посильно. 

Уже под конец октября участники флешмоба начали выставлять на продажу ненужные кубики. Можно только радоваться, что объектом этой истории оказался металл, а не живые существа – например, после первых книг и первого фильма о Гарри Поттере многие покупали детям живых сов, а потом не знали, что делать с этим ночным хищником. Однако привычка поддаваться стадному инстинкту, да еще с объяснением – это же прогрессивно, весьма опасна. Мало ли что в следующий раз станет объектом внезапной покупательской моды. 

Кстати, на днях выяснилось, что виновник всей этой истории – Нирадж Агравал, пошутил дважды. Во-первых, он придумал дефицит вольфрама. Во-вторых, до начала массовой скупки, он никогда не держал в руках вольфрамовый кубик.