Унылая опасность — депрессия
протоиерей Вадим Кузьмич
Читать больше

Депрессия становится самым распространенным недугом нашего времени. От расстройства психики страдают миллионы людей, в том числе, по данным разных исследователей, до 20 процентов населения развитых стран. Что это – психическое заболевание или духовная проблема? О «модном недуге» пошел разговор с архиепископом Новогрудским и Слонимским Гурием.


Депрессия уже стала опасной реальностью, приносящей страдания и самому больному, и его близким. В чем же причины этого состояния, и насколько губительно оно для души?


– Депрессии возникают обычно на фоне стрессов, длительных житейских неурядиц, тяжелых для человека ситуаций. Начинает страдать душа. А душевные страдания, как известно, в сравнении с физическими куда более гнетущие. Не случайно именно в этой когорте больных особо высокий процент самоубийств и суицидальных настроений.


В Православии для обозначения депрессивного состояния используется слово «уныние». Это состояние, при котором в душу проникает и поселяется тоска, а с ней приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, друзьями и даже Богом.


Но разным бывает уныние – без озлобления и с приступами беспричинной злобы, раздражительности, гнева. А от последнего недалеко и до бесоодержимости?


– Среди духовных заболеваний это наиболее опасное. И определить его совсем не сложно: одно из проявлений – боязнь святыни. Есть такой пример, связанный с епископом Стефаном (†1963), который еще до рукоположения в священный сан, в лагере, будучи врачом, носил на себе Святые Дары. Однажды его как врача попросили проконсультировать дочь начальника лагеря. Когда он пришел, та неожиданно стала метаться по комнате и кричать, чтобы убрали святыню.


Как известно, бес часто обнаруживает себя в человеке и во время особо значимых моментов церковного богослужения. Бывает это во время «Херувимской», и особенно когда происходит пресуществление Святых Даров. Бесоодержимый человек очень не любит церковь, на службах нередко теряет сознание или, наоборот, выкрикивает ругательства и проклятия. Окропление святой водой, прикосновение креста, вдыхание ладана могут вызвать у него физические муки, даже звон церковного колокола заставляет морщиться и страдать от головной боли.


Людей, одержимых бесами, нередко принимают за психически больных. Как же определить врачам, их ли это пациент?


– Отличить больного человека от одержимого достаточно просто. Подозреваемому в одержимости предлагают два стакана с водой: в одном – простая вода, а в другом – святая, крещенская. Естественно, знать человек об этом не должен. Бесоодержимый, сколько раз ни предлагай, обязательно выберет стакан с простой водой...


На протяжении почти всей истории психиатрии ее развитие так или иначе было связано с Церковью. И первыми учреждениями, где душевнобольной мог найти кров, пищу, утешение, лечение, были монастыри и храмы. Отношение православных священнослужителей к этим несчастным хорошо выразил епископ Игнатий (Брянчанинов): «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу окажи почтение как образу Божьему. Что тебе за дело до его немощи, недостатков? Наблюдай за собой, чтобы не иметь недостатков в любви».


К сожалению, люди очень мало осведомлены о типичных проявлениях и последствиях депрессии, поэтому многим больным оказывается помощь только тогда, когда состояние принимает затяжной и тяжелый характер, а иногда и вовсе не оказывается.


Грех уныния, как учит преподобный Иоанн Лествичник, есть всепоражающая смерть.


«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение», – читаем у святителя Иоанна Златоуста. А депрессия – это именно уныние в крайней степени, возникающее от того, что в душе нет Бога.


Многие доктора сомневаются в том, что бес может обладать человеком…


– Об этом могут говорить только далекие от веры люди. Ведь достаточно вспомнить евангельскую повесть о бесноватом в Гадаринской стране и исцелении его Иисусом Христом. Бесы мучили несчастного человека, и он бедственно влачил свою жалкую жизнь. В наше время, увы, людей духовно больных, не заботящихся о своей душе не стало меньше, хоть бесы действуют более скрытно и хитро.


Преподобный Григорий Синаит, когда перечисляет главные страсти, вместо «уныние» употребляет слово «лень» по отношению к духовной жизни. Почему? Потому что не хочется ходить в храм, не хочется молиться, читать Священное Писание и вообще трудиться над своей душой. А отсюда, вследствие пустоты в ней, состояние сильнейшего уныния и наступает.


Человек сам лично готовит жилье для демонов своими поступками, ведь они входят в душу вместе с грехом. Закоренелый грешник не находится под защитой Божией благодати, чем немедленно пользуются демонические сущности. Убийства, блуд, цинизм, интерес к оккультизму – все это открывает дорогу темным силам.


В общем и целом любая страсть, которая делает человека рабом его желаний и заставляет поступать не по совести, может быть признаком бесноватости.


Какое Вы знаете наилучшее средство от уныния-депрессии?


– Лучшее средство от уныния – молитва. А еще нужно стараться стяжать память смертную. Когда человек начинает думать о Вечности, то осознает, как незначительны все наши земные скорби. Благодаря памяти смертной все предстает в другом, истинном свете. Надо постоянно, всегда держать в уме тот час, когда душа разлучается с телом, нелицеприятный Суд, и как придется держать ответ за греховные дела, слова и мысли.


Главное – понуждать себя в борьбе с унынием. Будем брать пример со святителя Иоанна Златоуста – не только великого учителя, но и великого подвижника. Святой всегда, в самых скорбных обстоятельствах, говорил: «Слава Богу за все!» И даже перед смертью, будучи очень больным, пребывая в самом униженном состоянии, вдали от родины, повторял: «Слава Богу за все!» Благодарение Господу – те слова, которых очень боится темная сила.


Каждый человек может стать святым исповедником. Если он славословит и благодарит Бога в несчастье, то несет подвиг исповедника. Вот как об этом говорит преподобный Паисий Святогорец: «Давайте представим, что я родился калекой без рук, без ног. Совершенно расслаблен и не могу шевелиться. Если я приму это с радостью и славословием, Бог сопричислит меня к исповедникам. Так мало надо сделать, чтобы Бог сопричислил меня к исповедникам! Когда я сам врежусь на своей машине в скалу и приму с радостью случившееся, Бог сопричислит меня к исповедникам. Ну, чего еще мне желать? Даже результат моей собственной невнимательности, если я с радостью принимаю его, Бог признает».


Унылый человек – не тот, кто время от времени подвержен помыслам уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. Наверное, нет человека на земле, который не испытал бы этого тяжелого, давящего чувства. Но важно с ним бороться и побеждать.


Почему же, владыко, депрессиям бывают подвержены даже люди воцерковленные?


– Я бы так сказал: это сигнал о том, что у человека не все в порядке с душой. К депрессии часто приводит гордыня, сосредоточение сугубо на себе, предпочтение внутреннего монолога взамен диалога с Творцом. Это и неблагодарность Богу: человек перестает замечать ближних, реагировать на их беды и проблемы, видеть удивительную красоту природы, созданной Богом для человека.


Преподобный Паисий Святогорец учит нас: «Когда грех пребывает в душе человека на протяжении долгого времени, тогда диавол приобретает на него больше прав. И тогда, чтобы он оставил, нам нужно разрушить старый дом и построить новый». Только верой в Господа Иисуса Христа, поправшего силу диавольскую, искренним, глубоким покаянием, молитвой и постом побеждается вражья сила – об этом говорит нам Сам Господь (Мф. 17. 21). Потому и установлены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели оружие против диавола и бесчисленных козней его.


Идет Великий пост – время служения Богу молитвой и покаянием. Пост утончает душу, поэтому будем стараться соблюдать его. Когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум, человек начинает лучше видеть свои недостатки, появляется жажда очистить совесть и покаяться пред Богом. В посту верующие должны особенно стремиться делать добро, исполнять заповеди, жить духовной жизнью.


Принуждать поститься, конечно, никого нельзя. Но люди, отрицающие пост (в том числе и супружеский), сами, как это ни странно на мирской взгляд, очень многого себя лишают. Они видят постное поприще как сплошные ограничения и путы для их свободы, не подозревая о том, что   пост – прекрасное средство к внутреннему совершенствованию.


Мне хочется пожелать читателям: мир и его соблазны да не обладают вами, дорогие мои. Будьте примером для всех, кто рядом, старайтесь жить по закону Божию, думать, говорить и поступать в трепетном сознании Его присутствия. Эта жизнь дана нам, чтобы сочетать свое сердце с Господом, чтобы сделать его нерукотворным храмом Святого Духа. Давайте помнить об этом и стремиться к Горнему.