Наверное, мало, кому незнакомо название «Кижи». Заповедник деревянного зодчества «Кижи» - один из крупнейших в России музеев под открытым небом. «Ансамбль Кижского погоста входит в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, - говорится на сайте музея. - Реставрация памятников Кижского погоста происходит «на глазах у всего мира»!»
И это замечательно. Но не каждому деревянному и древнему северному храму повезло так же, как памятникам Кижского погоста.
Л.К. Масиель Санчес, доцент Высшей школы экономики и специалист по истории русской архитектуры, считает, что по количеству и размерам памятников (высота некоторых храмов достигает 45 м), а также по их художественным качествам, русское деревянное зодчество не имеет равных во всем мире.
Расцвет деревянной храмовой архитектуры на Русском Севере пришелся на XVII-XVIII века. В Карелии, Вологодской и Архангельской областях до сих пор можно видеть изумительной красоты деревянные храмы и часовни.
Но многие из этих шедевров почти разрушены.
До революции 1917 года в Архангельской, Вологодской областях и в Карелии было около 1300 деревянных храмов. До нас дошло менее 400. Из них действующих – всего 5%, а 43% стоят и разрушаются. Ну а 10% уникальные сооружений, которые сумели пережить революцию, сегодня утрачены полностью.
«К сожалению, и в постсоветское время мы продолжаем терять храмы, в первую очередь от равнодушия, - рассказывает Алексей Яковлев, настоятель московского храма Преподобного Серафима Саровского в Раеве и руководитель проекта "Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера". - Простояв столетия и пережив советские годы, сейчас они погибают, никому не нужные. Больше половины из дошедших до нас храмов находятся в аварийном состоянии и превратятся в руины, если не провести противоаварийные работы в ближайшие два-три года. Если они исчезнут, это будет невосполнимая потеря».
О. Алексей и его матушка, художница Татьяна Юшманова, создали свой проект в 2006 году. С тех пор состоялось 500 экспедиций, участники которых спасли от разрушения 177 храма и часовни.
А начиналось все так. О. Алексий отправился на Русский Север вместе Татьяной, которая давно ездила туда писать красивейшие северные пейзажи. Там он помог местным жителям восстановить старинную бревенчатую колокольню. Рассказывает он сам:
«Как-то, любуясь с колокольни на окрестности и радуясь, что храмы начали восстанавливать, мы с супругой неожиданно заговорили о том, как бы провести противоаварийные работы во всех деревянных храмах Севера. "Ты представляешь, как их много?" — спросила Таня. Но мы уже понимали, что делать: надо было объединить единомышленников, вместе с ними находить храмы и для начала очищать их от мусора и похабных надписей, перекрывать отверстия в кровлях. В одной деревне получилось — получится и в других».
Так возник уникальный проект по сохранению памятников северного деревянного зодчества. Летом отряды добровольцев приезжают туда, где нужная их помощь, и начинают работать, что немаловажно, совершенно безвозмездно.
Сначала супруги привлекали к поездкам своих друзей, потом прихожан, а потом уже и народ из других приходов. Сейчас в экспедициях принимают участие добровольцы из разных регионов России и других стран, уровень работ из года в год становится всё более сложным. На Севере до сих пор сохранились деревянные храмы высотой более 30 метров, и многим из них 200–400 лет.
В одном только 2021 году состоялось 50 экспедиций, в которых приняли участие 650 добровольцев, работавших на восстановлении 26 храмов и часовен.
Слово о. Алексию. «Люди, которые отправляются с нами в экспедиции, понимают: если не они, храму никто не поможет. С нами едут очень разные люди, но все хотят сделать что-то хорошее, и все имеют решимость. Решимость отправиться за тысячи километров, туда, где никто не ждёт, с незнакомыми людьми. Наш проект объединяет усилия добровольцев, архитекторов, реставраторов, чиновников, местных жителей. Один из участников объяснил своё решение так: "Мы часто чего-то просим у Бога, захотелось что-то сделать и для Него".
Это удивительно, но оказывается, постройка из такого на первый взгляд недолговечного материала, как дерево, может простоять столетия, при условии, что цела крыша и внутренние помещения хорошо проветривается.
Иногда волонтерам случается находить клады. Чаще всего это святыни, спрятанные последними прихожанами перед закрытием храма. Например, в подклете одного храма они обнаружили 30 икон, спрятанных, скорее всего, во времена гонений. К сожалению, отреставрировать удалось только три.
Участники проекта вспоминают, что готовясь к первому богослужению в восстановленном ими храме Смоленской иконы Божьей Матери в деревне Малая Шалга Каргопольского района Архангельской области,
«Убирая храм перед первым богослужением, - рассказывает о. Алексий, - мы обнаружили полный евхаристический набор: серебряные позолоченные дискос, чашу и другие принадлежности. В 1937 году храм закрыли, он был полностью разграблен. Священник умер почти сразу после этого. Но самое ценное, что было в храме, до чего, кроме священнослужителей, дотрагиваться никто не должен, он сумел передать через десятилетия своему преемнику, совершившему литургию в престольный праздник храма в 2013 году».
Литургия в храме в Малой Шалге. Фото: obsheedelo.ru