Страшные эпохи делаются страшными людьми. А среди страшных людей немало тех, кто стал таким от страха.
Читать больше

Чуть в стране какая суматоха, сразу находятся те, что пугают «новыми 90-ми». А что в «старых» 90-х, то есть в конце ХХ века было такого страшного? Одно из самых гнетущих воспоминаний – быстрые перемены в людях. Пара-тройка лет после начала известных реформ, и многие по экспресс-методике освоили науку «каждый за себя». Конечно, так жили далеко не все, но всё же рискну сказать, что эти «каждые за себя» смогли «сделать погоду». Страшные эпохи делаются страшными людьми. А среди страшных людей немало тех, кто стал таким от страха. Страх лишает разрушает не только нравы, но и логику.

Была такая книжка детская «Баранкин, будь человеком!» Она вообще, кажется, про другое –толком даже не помню про что. Но это нам сейчас не важно, главное – название актуальное: годный такой призыв. Не хочешь «новых 90-х»? Будь человеком, не зверей. Даже если страшно. Озвереешь – будет ещё страшней.

Вот грянула пандемия… Как уберечься от заразы? Что на самом деле за этим стоит? Какие дела и кем делаются под шумок? Во что это всё выльется, и каким боком кому выйдет? Кругом возглашают о том, что мир отныне не будет прежним. Вовсе это не факт, но мало ли что… Главное, ты не зверей. Озвереешь – мир точно прежним для тебя не будет. Сможет ли кто не озверевший пробиться к тебе тогда? Сможешь ли ты его услышать и принять? Вот вопросы.

Политики затеяли очередную игру? Хотят втравить в неё побольше народу? Милый, да разве такое впервые даже на твоей памяти? И даже твоего поверхностного знания истории достаточно, чтобы понять, насколько это не ново. Что ты можешь? От всего не убережёшься, но в игры их постарайся не играть. И не зверей. Рядом с тобой люди – близкие и не очень близкие. И на связи с тобой люди, каждый день ведь в интернет выходишь. Обычные люди. Останься для них человеком. Не вставай в грозную позу, не стесняйся быть маленьким, увлекись лучше ерундой, если не можешь справиться с великими делами, лишний раз промолчи – удержи грубое слово, правотой своей не захлёбывайся. Не зверей.

Кризис экономический? Так ведь и это тебе не впервой. А если и впервой, разве ты так потерян, что можешь легко забыть и себя, и тех, кто столько раз помогал тебе, и тех, кому помогал ты, пусть и совсем немного? Крутись или не крутись, вертись или не вертись в это сложное время, но на качество жизни людей влияет, скорее, взаимовыручка, чем вот это самое «каждый за себя». И как ни странно, во время экономических передряг сохраниться тебе поможет внеэкономическое мышление, человеческое мышление то есть. Не зверей.

Каждый день приносит тебе инфоповоды. Известная персона сказала что-то не то. Или неизвестная персона не так выступила. Тебе показалось. Проверь. Успокойся (а лучше и не возбуждайся). Подумай. Даже если и вправду не то и не так, не зверей. Озвереешь – сам будешь настолько не то и не так, что если и проштрафившиеся персоны явятся к тебе с покаянными речами, не факт, что это тебе поможет. Даже если категорически не согласен, держись. Не зверей.

Скажешь, что слишком благодушно я настроен. Легко тут, дескать, лозунгами красивыми сыпать –«не зверей!» и вот это вот всё, а поживите-ка, любезные, с волками – по-волчьи завоете, а то и по-медвежьи, или по-заячьи плакать начнёте. И правда, как быть, если встретился с тем, кто уже озверел? Помнить, что всё-таки он человек. Не смею призывать к поведению, которым известны некоторые святые. Скажу лишь, что держать эти истории (например, из жития преподобного Серафима Саровского) в памяти в качестве идеала смирения – большое подспорье в том, чтобы самому всё же не звереть. Даже если обороняешься, не мсти.

Человек принципиально отличен от животного мира. Потому когда он звереет, то ведёт себя противоестественно, потому становится хуже зверя. Однако во что бы он ни превращался, он продолжает «делать погоду» вокруг себя. Времена меняются? Наступают тяжёлые времена? Опомнись, нет никаких времён самих по себе. Как нет самого по себе грязного города – это ты не донёс фантик или окурок до урны. Это ты позволил себе немного озвереть, и времена немного утяжелились, потому что рядом с тобой кому-то стало хуже. Не хочешь «новых 90-х»? Не зверей.