О широкомасштабном разграблении немцами во время Великой Отечественной войны оккупированных территорий написано немало. Но архивные документы открывают нам новые аспекты этой темы. Они иллюстрируют, с какой планомерностью и методичностью было организовано дело ограбления советского народного хозяйства и как рядовых исполнителей буквально программировало руководство Третьего рейха.
Генеральный план
В материалах международного военного трибунала 1945 года представлен доклад Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков «О материальном ущербе, причиненном немецко-фашистскими захватчиками государственным предприятиям и учреждениям, колхозам, общественным организациям и гражданам СССР».
Приводя многочисленные факты расхищения и уничтожения собственности советского государства и его граждан, Комиссия отмечает:
«Гитлеровское правительство и германский генеральный штаб еще до начала войны разработали подробный план нападения и разгрома Советского Союза, а также организованного ограбления его народного хозяйства».
В отчете приводится содержание секретного немецкого документа «Директивы по руководству экономикой во вновь оккупированных восточных областях» (Берлин, июнь 1941 года), подписанного «рейхсмаршалом германской империи» Герингом. В нем даны детальные указания германской армии и немецким хозяйственным учреждениям о порядке планомерного расхищения имущества Советского Союза и вывоза в Германию промышленного оборудования, сырья, готовой продукции и полуфабрикатов.
«...Хозяйственный штаб Востока (Виртшафтсштаб ОСТ) несет ответственность передо мной за захват и вывоз запасов сырья из областей с военными органами власти. Также и в областях с гражданскими органами власти (как я уже отдал распоряжение в моем приказе от 18 июня 1941 г. У. Р.–11604).
...Назначаю генерал-лейтенанта Виттинга генеральным инспектором по захвату и использованию сырья в оккупированных Восточных областях.
… Область деятельности генерального инспектора распространяется на все оккупированные области Советского Союза, независимо от того, существуют ли там военные или гражданские органы власти...»
Выполнение плана ограбления народного хозяйства Советского Союза гитлеровским правительством было возложено на рейхсминистра СС (гитлеровских штурмовых отрядов), на имперских министров и представителей немецких фирм, которым были подчинены различного рода хозяйственные группы, технические батальоны, экономические штабы и хозяйственные инспекции.
Таким образом, награбленное добро использовалось не только на военные и иные нужды Третьего рейха. Многочисленные фирмы, действующие на оккупированных территориях под началом нацистов, охотно приводили в действие полученные директивы, немало наживаясь на грабежах нашего народа.
По сведениям Комиссии, особенно активно расхищали имущество Советского Союза немецкие фирмы: «Фридрих Крупп и К0», «Герман Геринг», «Сименс Шуккерт», Горнометаллургическое общество «Восток», Акционерное общество группа «Север», «Генрих Ланц», «Ландмашиненбауиндустри», «И. Г. Фарбениндустри» и многие другие.
Что не разграбили – уничтожить!
Материалы отчета испещрены перечислением преступлений оккупантов. Заводы, фабрики, шахты, колхозы, учреждения культуры, личное имущество граждан СССР…
«Во всех республиках, краях и областях Советского Союза, подвергавшихся оккупации, немецко-фашистские захватчики грабили сельское и городское население, отбирали имущество, ценные вещи, одежду, предметы домашнего обихода, облагали мирных жителей штрафами, налогами, контрибуциями. Повсеместный грабеж населения являлся частью общей продуманной программы гитлеровского правительства — разорить Советскую страну, подорвать ее благосостояние, превратить советских граждан в нищих. В Днепропетровской области немецкие захватчики отобрали у граждан лично им принадлежавших 137 тысяч голов крупного рогатого скота, 3 тысячи лошадей, 67 тысяч свиней, 16 тысяч коз, свыше миллиона голов разной домашней птицы, 36 тысяч тонн зерна и муки, 35 тысяч тонн картофеля и овощей; сожгли и разрушили 57 тысяч жилых домов и 33 тысячи надворных построек.
В Сумской области гитлеровцы сожгли и разрушили 130 тысяч жилых и надворных построек, принадлежавших гражданам; отобрали у них 106 тысяч голов крупного рогатого скота, 5 тысяч лошадей, 29 тысяч овец и коз, 52 тысячи свиней, 67 тысяч тонн зерна и муки, 47 тысяч тонн картофеля».
Грабеж украинских земель продолжался на протяжении всего срока оккупации. Когда потерпевшим поражение нацистам пришлось спасаться бегством, все ценное, что нельзя было вывезти с территории республики, методически разрушалось. Даже специальные машины изобрели для уничтожения, например, железнодорожных путей.
Из архивных документов узнаем, что более всех советских республик непоправимый урон от оккупантов понесла Украинская ССР. В числе разрушенных заводов – «3апорожсталь» – 12 тысяч рабочих, Мариупольский завод – 26 тысяч, «Азовсталь» – 9 тысяч, Макеевский завод имени Кирова – 18 тысяч, «Красный Октябрь» – 13 тысяч, Криворожский коксохимический – 2 тысячи, Мариупольский коксохимический – 3 тысячи, Семилукский огнеупорный – 2 тысячи.
«Немецкие оккупанты в городе Киеве разграбили и вывезли в Германию оборудование промышленных предприятий, а здания взорвали и сожгли. Гитлеровцы разрушили машиностроительные и металлообрабатывающие заводы «Большевик», «Красный экскаватор», которые снабжали промышленность, транспорт и сельское хозяйство машинами, инвентарем и запасными частями; взорвали, сожгли и разрушили все путевое хозяйство крупнейшего железнодорожного узла Киев – Дарница: все станционные здания, депо на станции Киев 1-й, паровозо-вагоноремонтный завод; они взорвали железнодорожные мосты через Днепр и железнодорожные виадуки в городе; взорвали и сожгли построенные за годы советской власти крупные фабрики —- текстильные, прядильно-трикотажную, швейную им. Горького. Первую, четвертую, восьмую обувные и другие .Фашисты взорвали, сожгли и разрушили электростанции и электросеть, трамвайный и троллейбусный парки, водопровод и канализацию, а также хлебозаводы и другие предприятия, лишив население крупнейшего города — воды, хлеба, отопления, освещения и средств передвижения».
Программа воспитания разбойников
Архивные документы фиксируют, что фашистское руководство не просто прямо инструктировало простых исполнителей: «ведите себя как варвары, мародеры, разбойники – и фюрер будет вами доволен». Чтобы воодушевить германских солдат на действия, не согласующиеся с кодексом воина любой страны, мотивации в виде воинских почестей оказалось не достаточно. Нацистам было необходимо, чтобы выработка у солдат фюрера позиции расхитителей была заложена на программном уровне.
«Секретной инструкцией германского командования от 17 июля 1941 года, обнаруженной при разгроме штаба 68-й немецкой дивизии, указывалось на необходимость «воспитывать у каждого офицера и солдата германской армии чувство личной материальной заинтересованности в войне»... Германское правительство сознательно развязывало самые низменные и зверские инстинкты у офицеров и солдат немецкой армии», – констатирует Комиссия.
Пожалуй, дело обстояло даже сложнее. Гитлеровская пропаганда искусно играла на чувствах и желаниях подданных рейха. Кому из солдат, например, не хотелось отправить домой посылку (допускалось до сорока килограммов весом) с трофейным добром, прихватить музейную редкость или икону в драгоценном окладе, имеющие не только духовную ценность, но и высокую рыночную стоимость! А отличившись, может быть, и получить земельные наделы с пахотной землей лесами и водными ресурсами с приложением к ним бесплатной рабочей силы. Все это Гитлер лично обещал своим высшим офицерам – ничто не мешало и рядовому составу стремиться к таким привлекательным перспективам. Так что считать простых солдат фюрера исключительно жертвами фашисткой пропаганды вряд ли справедливо. Обманываться порой весьма приятно. До поры до времени, конечно.
Автор: Любовь Лязина
По материалам ЦГАОР СССР. Ф. 7445. Оп. 2. Д. 97. Стр. 52–56