Духовная всеядность, практический расчет или попытка сменить Бога?
Если озадачиться вопросом, какие религиозные учения продвигались и поддерживались сторонниками Гитлера, найти однозначный ответ вряд ли удастся. Трудно обнаружить какой-то духовный маяк в этой странной смести из попыток нацистов то возрождать древнегерманские языческие культы, то сближаться с тибетскими ламами, то поддерживать христианские общины. В разные периоды истории Третьего рейха совершались шаги к сотрудничеству гитлеровских властей и с лидерами ислама, и с буддистами. А уж хитросплетений в отношениях с иерархами христианских церквей, особенно католиков, и вовсе не охватить умом.
С последними от имени Ватикана в 1933 году Третьим рейхом был заключен конкордат, по которому деятельность католической церкви должна была беспрепятственно осуществляться на территории Германии. Но условия соглашения фашистскими властями соблюдались недолго, так как интересы захватчиков временно устремились в сторону стран с преимущественно православным вероисповеданием Теперь уже новое учение рассматривалось национал-социалистами как важный инструмент борьбы против его политических противников и за повышение авторитета Гитлера в таких странах, как СССР, Румыния, Болгария, Греция.
Однако можно назваться христианином (Гитлер, например, именовал себя католиком), можно придумать новую «христианскую веру», как это сделал Розенберг, сочинивший со своими идейными соратниками концепцию нового «позитивного христианства», но сказано в Евангелии от Матфея (7:20): «Итак, по плодам их узнаете их». А о плодах деятельности нацистов в отношении религии разных конфессий наглядно свидетельствуют архивные документы, открытые общественности в рамках проекта Global Orthodox «Церковь верных. Украина»: неизвестные архивные документы против фальсификации прошлого».
С крестом и автоматом
Чрезвычайная Государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР в своей справке от 12 января 1943 года фиксирует многочисленные факты разрушения культовых зданий разных конфессий – православных церквей, католических костелов, иудейских синагог, исламских мечетей – на территориях, освобожденных от фашистских захватчиков. Из предоставленных сведений становится понятно, что из советских республик наиболее в этом плане пострадала Украина: 971 здание религиозного назначения было уничтожено на ее территории, в том числе 654 церкви, 65 костелов 169 синагог. Для сравнения: в Латвии и Литве разрушено соответственно 30 и 78 костелов, 53 и 130 синагог. Общая сумма такого ущерба по РСФСР составила 249 миллиардов рублей, по Украинской ССР – 285 миллиардов. Чрезвычайная комиссия констатирует: «Материальная ответственность немцев не возместит полностью тех разрушений, которые коснулись зданий, религиозных культов, древнейших исторических памятников, так как большинство из них уже не могут быть восстановлены. Погибли древние седины нашей национальной культуры».
Далее в документе следуют примеры разгрома и поругания святынь разных религий.
«В груды кирпича превращена немцами знаменитая Успенская церковь в Киево-Печерской Лавре, построенная в 1073 году, а вместе с нею и 8 монастырских корпусов. Преступление это совершено немцами ради того, чтобы замаскировать ограбление Лавры.
Трудно восстановимые разрушения причинены Воскресенско-Заручьевской церкви, постройки ХVIII столетия, которая по своей архитектуре являлась интересным сооружением Белорусского классицизма. Там же, в городе Витебске, немцы разрушили костел, строительство которого относится к XVIII столетию. В Дисне Полоцкой области немцы сожгли римско-католический костел, основанный в ХVII веке, а имущество его разграбили. В Рожнятове Станиславской области немецкий военный комендант, Тимошель Рудольф использовал три синагоги под казармы, а после, разграбив все имущество синагог, разрушил здания их.
Точно так же были сожжены три синагоги в местечке Дуниловичи Полоцкой области расквартированным там гарнизоном немцев под командой оберлейтенанта Гика. Разрушая здания религиозных культов, немцы грабили и уничтожали все их оборудование. Множество икон и утвари было отправлено из зданий религиозных культов в Германию. Так, например, из Киево-Печерской Лавры, в которой веками сохранялись многочисленные церковные древности, немцы украли множество предметов музейного назначения, и среди них – запрестольный крест работы греческих мастеров X века, а также железные и бронзовые паникадила ажурной работы XII века.
С Новгородской Софии сняты все кресты и разграблено все внутреннее убранство. Исчезли иконостасы главного храма и Рождественского придела замечательной работы ХVI века, увезены или уничтожены древние паникадила, из которых одно было подарено Борисом Годуновым. Золоченные листы кровли собора были содраны, позолота снята и расхищена, а часть ее пошла на изготовление блюда, бокалов и чайного сервиза немецкому генералу Вильке. В Докшицах Полоцкой области немцы разграбили и увезли все имущество местной мечети. Такую же участь разделили почти все храмы, оказавшиеся в зоне немецкой оккупации».
«Ограбление церквей, костелов, синагог, мечетей и других зданий религиозных культов производилось немцами повсеместно», констатирует и. о. начальника отдела по учету злодеяний Р. Никитин: «1 Великая Лаврская церковь, или Успенский собор, построенный в XI веке /1075–1089/ Великим князем Святославом и строителями, вызванными из Царьграда, расписан внутри в 1897 г. художником В. В. Верещагиным, являлся одним из древнейших и замечательных памятников древнерусского искусства и использовался как музей. С приходом в Киев немцев 15 октября 1941 года все жильцы были удалены с территории Верхней Лавры, и она занята полицией. 3 ноября I94I года были выселены на один день с территории Лавры и из ее ближайших кварталов все жильцы, и около двух часов дня произошел взрыв Великой Успенской церкви». (ГАРФ Украина. Р-7445 оп. 2 д. 107. Л. 152–156).
Общество, «свободное» от Бога и морали
Отчего немцы методично уничтожали святыни всех религий, проповедующих единобожие? Чем объясняется такая нетерпимость? Ведь в религиозных кругах разных конфессий, что греха таить, были и сторонники немецких завоевателей, возлагавшие на фашистов надежды кто на освобождение от гнета безбожных властей, а кто и на реализацию своих личных интересов. Пытаясь манипулировать теми и другими, фашисты, тем не менее, и разграбляли религиозные святыни, и надругались над ними. Могли демонстрировать верующим свое с ними единодушие, но в итоге это выливалось в попытки массовой вербовки и всегда приводило к разгрому почитаемых культовых зданий. При полной противоположности фашистской идеологии уничтожения и насилия идеям христианской любви иначе быть и не могло.
А теория расового превосходства, на практике вылившаяся в уничтожение целых народов? Можно ли ее «вписать» хотя бы одно традиционное религиозное учение? Ни в христианстве, ни в иудаизме или исламе не найдем «божественного» произволения на то, чтобы одной расе людей определять право на существование другой.
Один из вождей рейха и личный секретарь фюрера Мартин Борман, провозглашая несовместимость национал-социалистических и христианских идей, в своем меморандуме предрекал христианству полное исчезновение. Кто же должен править в мире, «свободном» от Бога? Разумеется, его антипод. Архиепископ Зарубежной Русской Православной Церкви Александр (Немоловский), управлявший в предвоенное время приходами в Бельгии, в своей проповеди от 31 июля 1938 года назвал Гитлера «варваром», который «уничтожает Христианскую веру, одновременно насаждая язычество». Еще более определенно высказался католический епископ Мюнстера граф Клеменс фон Гален в своем пастырском послании от 18 февраля 1937 года: «Дело Гитлера – дело дьявола, а он сам – его слуга, его орудие… У нацистов Бог на устах, а черт в сердцах». Уничтожить и задушить все, что призывает к человеколюбию и равенству всех народов перед их Создателем – для достижения этой цели «бесноватый фюрер» шел на сотрудничество с представителями даже радикально противоположных вероучений. Получая желаемое или переключаясь на новый еще более дикий по своим захватническим амбициям замысел, так же легко предавал идеалы верующих той или иной конфессии, попирая самое для них святое. А потому искать последовательность в религиозной политике лидера нацистов – дело заведомо проигрышное.