Быть мамой – это не должность и не профессия, однако применимо ли к хранительницам домашнего очага понятие «профессионального выгорания»? О подводных камнях материнства рассказывает Наталья Ларина – психолог, педагог, руководитель центра детского развития «Родник» (Рязань).
Понятие «синдрома эмоционального выгорания» впервые появилось в прошлом веке, и касалось оно профессиональной деятельности, связанной с людьми. Симптомы, которые диагностировались у учителей, врачей, психологов, наблюдаются и у матерей, занятых воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, хотя профессия «мама» не существует.
Процесс материнского выгорания, по мнению психологов, имеет несколько стадий. На первом этапе у женщины обычно появляется хроническая усталость и нарушения сна, но к третьей и четвертой стадии уже образовываются серьезные физиологические расстройства, происходит нарушение работы иммунной системы, могут обостриться хронические заболевания. А собственный ребенок начинает вызывать раздражение, так как иногда кажется, что он всё делает назло родителям.
Со временем подобная волна негативных эмоций начинает затрагивать и отца ребенка, что уже грозит развалом семьи.
Но интересно, неужели раньше мамы не испытывали подобные состояния? Разве нашим предкам было легче? Детей было в семье гораздо больше, техники, помогающей в хозяйстве, не было, так же, как и памперсов. Но вот когда разговариваешь с бабушками, они почему-то не помнят, чтобы у них были подобные проблемы. И семьи были крепче, о чем свидетельствует статистика разводов. Так в чем же причина этой аномалии?
Как показывает опыт, чувство «выгорания» знакомо далеко не всем. От чего же одни матери быстро «выгорают», а другие даже не понимают, о чем их спрашивают?
Объясняет патопсихолог Наталья Науменко: «Причин может быть много. Во-первых, банальная физиология: нельзя не учитывать, что все люди разные и запас прочности у них разный. Кто-то более вынослив и энергичен, кто-то – менее. Во-вторых, важны установки и личность матери.
Если мать считает, что все должно быть идеально: и дом бы блестел, и дети заботой окружены одновременно – то, естественно, не успевая, она будет чувствовать себя несчастной и несостоятельной, от этого впадать в хандру и загонять себя еще больше.
Если же мать относится спокойно к каким-то неизбежным житейским трудностям и не грызет себя изнутри, этого не происходит. Нечто похожее может наблюдаться и по отношению к детям: если мама считает, что они должны быть обязательно успешными, а ее ожидания не оправдываются, потому что они нереалистичные, то она снова будет чувствовать себя несчастной и неудовлетворенной. И злиться на детей – как же, они надежды не оправдали! И выгорание тут как тут. Ну и, конечно, огромное значение имеет семейная ситуация. Заботливый муж, добрые отношения в семье. Или хотя бы отсутствие каких-то объективно тяжелых проблем, болезней, материального недостатка. Но и тут бытие не обязательно определяет сознание – мне приходилось видеть бодрых, веселых и оптимистичных мам с очень тяжелыми детьми, с кучей проблем. А приходилось – унылых и невротичных, но обеспеченных и деньгами, и помощниками, а дети их были гораздо здоровее, чем у первых».
Мне кажется, что именно в таких ситуациях наиболее ярко проявляется кризис семьи, о котором так много говорят в последнее время.
Какие установки даются сейчас детям? Быть успешным, заниматься любимым делом, зарабатывать много денег. Много ли найдется родителей, которые воспитывают своих дочек, чтобы они были просто хорошими женами и матерями?
Ведь с самого детства девочке внушается, что она самая лучшая, самая красивая – просто принцесса. Она и ждет своего принца на белом коне. И на протяжении всего периода взросления эти установки подкрепляются. В школе девочки успешнее, чем мальчики. А еще они посещают разные секции, кружки. Подрастая, они мечтают о карьере, высокооплачиваемой работе, а семья и дети у них – на последнем плане. И вот является он – совсем не принц, а обычный парень, а готова ли она чем-то жертвовать, нести крест жены и матери?
Рождение детей – это одновременно и радость, и испытание нас на прочность. Чего будет больше – первого или второго – зависит от нас, от нашего отношения. Нельзя во всем видеть только проблему. Это временные трудности, они пройдут, плохое забудется. Но останется бесценный опыт преодоления, уверенности, который укрепляет нас.
«В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало», – говорит святитель Иоанн Златоуст.
Встречается у мам и другой перекос – стремление дать всем детям всё по максимуму. Особенно сложно это осуществить в многодетной семье. Когда сразу несколько детей одновременно начинают что-то требовать, а помочь сразу всем невозможно, то возникает стрессовая ситуация. Здесь не нужно стесняться обращаться за помощью. А также важно научить детей терпению и умению уступать друг другу.
Если накопилась усталость, необходимо найти время для отдыха. Иногда хорошо просто выспаться, самой пойти погулять с ребенком, а прибраться дома поручить другим, пусть даже будет не все идеально сделано. Хорошо позаниматься любимым делом, особенно связанным с творчеством. Я знаю многих мам, кто вышивает, вяжет или рисует, пока дети маленькие.
Когда подрастают, бессонных ночей становится меньше, но днем ребенок требует больше внимания. Можно многую работу по дому делать вместе с ним (дети любят помогать, сначала неумело, но потихоньку научатся). Если малыш начал капризничать, стоит отложить все дела и уделить ему несколько минут внимания, почитать, поиграть. Потом он снова увлекается, и мама может продолжить свое занятие. Важно не доводить дело до истерики.
И в заключение хочется напомнить, что радость материнства ни с чем несравнима. Дети растут очень быстро, а после у родителей остаются только теплые воспоминания. И, конечно же, для любой матери важно, чтобы ее дети относились к ней с благодарностью и любовью, которым она их научила. А для этого мама должна сама дарить любовь и не забывать в трудные и радостные моменты обращаться к Богу. Божией всем помощи в воспитании ваших детей.