Крещенские купания: за и против
Александр Ильинский
Читать больше

Мало кто знает, что практика Крещенских купаний на Руси началась с исторического курьёза. Но если вернее, мы имеем уникальный сплав двух древних христианских традиций и одного недоразумения.

Первая традиция состояла в том, что на рубеже поздней Античности и Раннего средневековья люди принимали христианство в массовом порядке. А потому массовыми были и Крещения. Это было торжеством всей Церкви и больше походило на Крещение киевлян святым князем Владимиром в 988 году. Такие многолюдные Крещения были приурочены к большим христианским праздникам, таким как Пасха, Троица, Рождество или Богоявление. Но на Руси, где климат не благоприятствовал проведению Крещений в открытых водоемах, буквально через три-четыре поколения Таинство вхождение в Православную церковь стало индивидуальным. Крестить стали в маленьких емкостях с водой – купелях, для которых в зимний период воду можно было подогреть.

Вторая традиция появилась в далеком Иерусалиме. Там, кроме торжественного освящения вод, которое происходило в Крещенский сочельник (18 января), на следующий день крестным ходом шли к реке Иордан. Здесь 19 января (7 января по Старому стилю) воду освящали во второй раз. При этом оба освящения воды производились по одному чину, и вода считалась, как и теперь, одной и той же Крещенской (Богоявленской) святыней. Из Иерусалима эта практика постепенно распространилась по всем странам православного мира и к концу XVI века пришла на Русь.

После Божественной литургии в день Богоявления-Крещения из Московского Кремля выходила торжественная процессия духовенства во главе с царем и патриархом. Звонили все колокола. Набережные облеплял народ. Процессия останавливалась на льду посередине Москвы-реки, где заранее была вырезана купель в виде восьмиконечного креста - Иордань.

На время богослужения Москва как бы «превращалась» в святой град Иерусалим, а главная столичная река – в палестинский Иордан. Здесь патриарх совершал чин Великого водоосвящения. После него все желающие черпали освященную воду из проруби и ведрами разносили по домам. Никто и не думал тогда лезть в ледяную воду!

А вот дальше История улыбнулась. Царь Алексей Михайлович Романов очень не любил, когда его бояре опаздывали на богослужения. Тем более это касалось богослужений общественных, таких как Великое водоосвящение. А когда опоздания случались, то провинившихся - наказывали. Царская охрана брала вельмож под белы рученьки и без промедления швыряла в ледяную воду. Причем, швыряла прямо в одежде! Под общий хохот, отдуваясь и фыркая, бояре, словно моржи, выкарабкивались на лед. Но царь был отходчив. Да и как можно гневаться в великий праздник Крещения Господня? Поэтому, «моржей поневоле» тут же ждало царское прощение, чаша горячего вина с пряностями и сухая шуба. Под конец жизни Алексея Михайловича некоторые царедворцы специально опаздывали на Великое водоосвящение, чтобы потешить царя. Так происходило из года в год. Простой народ, смотревший на царскую забаву, воспринял все буквально. И полез в прорубь! Так появилась русская традиция Крещенских купаний.

Несмотря на курьезность происхождения Крещенских купаний, они быстро распространились по Руси. И надо сказать, что духовенство народной забаве не особо мешало. И дело тут даже не в молодецкой удали, присущей русскому народу. На погружения в ледяную воду смотрели как особый подвиг ради Христа. Возник даже особый ритуал. Купальщик раздевался до пояса и с пением Крещенского песнопения-тропаря троекратно погружался в воду. При этом надо было обязательно трижды перекреститься – во славу Пресвятой Троицы.

Такое погружение в Иордань, которая считалась святой, не очищало от грехов – для этого существовали Исповедь, но на героя глядели с уважением.

На Руси Крещенские морозы были лютыми, а потому лезть в воду в то время, когда птицы замерзали на лету, было не каждому под силу. Пьяных к Иорданям на пушечный выстрел не подпускали. Считалось, что лезть в освященную воду нетрезвому человеку – это оскорбить Господа Бога. После проруби купальщики отогревались возле огромных костров. Особенно обычай Крещенских купаний поражал иностранцев. Дипломаты разных мастей с восхищением и даже некой опаской писали о силе духа русских людей, которые ради своей веры способны пройти огонь и воду. Такой народ страшно тронуть!

Вскоре было замечено, что регулярные погружения в холодную воду благотворно сказываются на человеческом здоровье. И возникло стойкое поверье о том, что искупавшийся в ледяной воде на Крещение не будет болеть весь год. В Евангелии сказано: «По вере вашей будет вам». И, действительно, фактор веры нельзя сбрасывать со счетов. Это подтверждает и современная медицина. Однако очень скоро нашлись люди, выступившие с резкой критикой нового обычая. Их аргументация для верующего человека настолько серьезна, что от нее нельзя попросту отмахнуться. Она актуальна и по сей день.

Первый аргумент противников Крещенских купаний основан на евангельской фразе Иисуса Христа: «Не искушай Господа Бога твоего». Как ни крути, человек – не пингвин, и ледяная вода для него – опасна. Если ты хочешь быть последователем Христа, то рисковать жизнью или здоровьем тогда, когда для подвига нет высшей цели служения другим – грех. Есть же случаи, когда люди после такого купания простужались или даже умирали! Кроме того, не в обычаях христиан требовать от Господа Бога чуда или пытаться вступить с Ним в «торговые» отношения. А ведь так бывает!

«Я окунусь в ледяную воду, - думает человек, - а Ты, Господи, дай мне за это здоровья и благополучия». Такой подход для христианина неприемлем. Бог ждет от христианина не подачек, а любви!

Второе. Противники Крещенских купаний указывают на то, что освященная вода – Великая святыня. Крещенской водой издревле окропляли храмы и жилища. Она используется для освящения икон и церковной утвари. Ее даже пьют натощак! О купании в святой воде нет упоминания ни в одном из древних христианских письменных памятников. Крещенские купания для Православной Церкви не традиционны, они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении.

Третье. Крещенские купания очень быстро обросли ворохом суеверий. Люди совершенно искренне думают, что купание в Крещенской воде освобождает душу от грехов. Но это не так. От грехов душу христианина освобождает искреннее покаяние и Исповедь перед Богом в присутствии священника. Одного купания в ледяной проруби тут явно не достаточно!

И последнее, на что указывают противники Крещенских купаний. Сейчас во многих местах погружение в Крещенскую воду оказывается каким-то цирком, который совершенно не сочетается с благоговением настоящего христианина перед тайной Боговоплощения. Кто только не лезет в проруби! Возникла даже мода купаться «топлесс» - а это совсем не имеет никакого отношения к христианскому целостному восприятию жизни – целомудрию. Бог стал Человеком и «обитал между нами, полный Благодати и Истины» точно не для того, что бы полупьяные люди окунались в Крещенской воде «на спор» или из спортивного азарта.

И все же единого мнения на счет допустимости или недопустимости Крещенских купаний среди православных христиан нет. Каждый верующий человек делает свой выбор самостоятельно.

Ведь по большому счету купание в проруби на праздник Крещения Господня является не церковным, а народным обычаем. И для многих людей этот обычай стал первым шагом на пути к Богу и жизни в Церкви. Если хотите, Крещенские купания – одна из самых доходчивых форм проповеди православия! В последнее время все больше и больше людей в холодную крещенскую ночь идут на открытые водоемы не только для того, чтобы испытать острые ощущения. Кто-то начинал Крещенские купания из подражания своим предкам. Кто-то желал себя испытать или приобщится к народной традиции. Но все без исключения ощущают прикосновение к некой тайне. И эта тайна заключена не в ледяной воде, не в чувстве общности с предками или толпящемся возле Крещенских купелей народом. Нет. Эта Тайна – Сам Бог, Который Своей Благодатью через Рождество и Крещение Христово освящает весь мир и каждого человека. Пусть же прикосновение к этой Тайне любящего мир Бога приведет каждого из нас к свету, радости и полноте жизни в вере, надежде и любви!