Что такое семейный союз, и почему так называемый гражданский брак является его отрицанием?
Читать больше

Массовое поветрие нашего времени – так называемые гражданские браки, причем в это понятие вкладывается совсем другой смысл, чем еще несколько десятилетий назад. Теперь так называют не семейный союз, зарегистрированный государством, однако не освященный Таинством венчания, а «цивилизованно» именуют то, что на самом деле является блудным сожительством. Причем некоторые пары годами живут вместе, ведут общее хозяйство и даже воспитывают детей,  возмущаясь, если кто-то говорит о неполноценности такого союза без обязательств, без ответственности, без открытого заявления о своих дальнейших намерениях. Что же такое семейный союз, и почему так называемый гражданский брак является его отрицанием? На этот вопрос отвечает священник Аркадий Махсумов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Покровска (Энгельса).

О браке, и особенно о браке церковном, не хочется говорить поверхностно, менторски, с позиции «можно-нельзя», «хорошо-плохо»… Для того, чтобы выстроить к нему правильное отношение, давайте сначала определимся с тем, что такое брак.

Для крещеного человека семья – это малая Церковь. А что такое Церковь? Это сообщество людей, желающих спасти свои бессмертные души и перенести их из этого временного, такого неспокойного и агрессивного мира, в мир вечный, где уже нет старости, болезней, зависимости, лжи, страстей всяких, а только величайшее блаженство и красота. В мир, где люди находятся в присутствии Бога. В этом мире люди любят друг друга, это идеал отношений всех ко всем.

Но поскольку мы не можем и не умеем так относиться ко всем без исключения, Господь дал нам возможность поучиться в высшей школе заботы и терпения – в семье. Здесь всё начинается с любви – пылкого, романтичного чувства, чтобы с течением жизни, с прибавлением груза лишений, скорбей, испытаний и трудностей, осталось хоть какое-то воспоминание о свете той первой любви. Здесь же рождается более высокая любовь – материнская и отцовская. И вот отсюда можно уже брать образы и примеры: видеть в ближнем брата, сестру, сына, дочь, престарелую мать или отца… Прощать друг другу так, как простил бы своим родным и близким, нести их боль и разделять радость.

Христианская семья – это еще и школа, хранящая и передающая знание о Боге, Его заповедях, спасительном пути. Христианская семья знает, Кто в ней Глава. Так же как и каждый несемейный христианин, знает, что во главе его жизни во всем стоит Бог.

Семья – союз особенный, в нем должны появляться дети. Если бы люди серьезно задумывались о том, как они достаются, какой болью, страхом, мучениями и какими переживаниями всей последующей жизни дается радость материнства и отцовства, то вряд ли бы каждый решился стать родителем… Бог подкрепляет силы мужчины и женщины радостью плотского общения, вносит физическую гармонию в их союз, делает по нашей немощи осязаемым, ощутимым воплощение любовного общения, дарит нежность и ласку. Эта сторона в жизни любого человека важна, жизненно необходима, понятна, а в настоящей семье – возвышенна и прекрасна. Но в жизни верующего человека она существует только в контексте общей гармонии, а не является самодовлеющей ценностью, не существует без целого, не бывает вырванной из контекста семьи.

У христианина не возникает вопрос: «А зачем мне оформлять отношения официально, так ли уж нужен этот презренный штамп в паспорте?» Христианин понимает, что если между ним и Богом что-то стоит, то это препятствие нужно устранить. А это препятствие – грех, любое нарушение установленного Господом порядка вещей. «Гражданский брак», прерывание беременности, сравнительно честный способ завладения чужим имуществом, безобидный флирт на работе и в интернете служат нам для прикрытия безобразной и грязной лжи, призванной обмануть, прежде всего, самих себя, свою совесть.

Противники заключения брака говорят себе: «Мне дорога свобода – от правил, от общественного принуждения». Но на язык веры это переводится так: «Я центр мироздания, я абсолютная, самодовлеющая ценность, я слишком велик и значителен, чтобы подчиняться авторитетам, для меня авторитетов нет. Я молод и красив, я хочу насладиться всеми возможностями своего тела и внешности, ничего не платя взамен. Бог, призывающий меня упорядочить свою жизнь, меня не свяжет» и т.д. Словом, «Я» – идол, заслонивший Бога.

Сегодня, чтобы допустить христианина до Причастия, Церковь не требует от людей пребывания в церковном, венчанном браке. Достаточно регистрации в органах ЗАГСа. Но и здесь гордое презрение: «Да что, собственно, есть это самое государство? Почему оно мне указывает, как жить?» Хочется предложить: ну хорошо, выбрось паспорт, иди в лес и сам блюди свои права, свободы, сам себя лечи, защищай. И если тебя возьмут за шиворот угрюмые парни без чувства юмора, не вздумай звать работников полиции: зачем, ведь это государство выдало им форму и пистолет.

Тем более не понятно, когда о «гражданском браке» говорят люди, прожившие вместе годы, имеющие детей и живущие в мире и согласии. Что мешает им официально оформить свои отношения – гордость или какая-то деформация сознания? А ведь Сам Христос выполнял римские законы и не призывал учеников к неподчинению. Он говорил: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12. 17).

Если сегодня на исповеди говоришь парню или девушке, каким-то чудом дошедшим до мысли о Причастии Святых Христовых Таин, что сначала нужно навести порядок в личной жизни, сделать ее по-настоящему полной и счастливой, честной и открытой, и потом идти ко Христу, – Христа выбирает мизерное меньшинство. Остальные бегут под одеяло к своим страстишкам, накрываются с головой и стараются забыть все, что связано с верой и храмом.

Так называемые свободные отношения никому еще не приносили счастья и гармонии. Как и любой дурман, такие отношения, помимо иллюзорного удовольствия, обладают побочными эффектами, ведут к зависимости и убивают. Они, как правило, длятся недолго, несут разочарования, предательство, горе и неверие людям противоположного пола. Жизнь «для себя», без детей выхолащивает и вызывает деградацию чувств. Плотская развязность убивает саму любовь, делает человека черствым и циничным дельцом, оценивающим людей, как лошадь на базаре, – по зубам и стати.

Все это приводит к тому, что сегодня огромное количество мужчин и женщин живут, потакая своим страстям. И как результат – подавляющее большинство детей в нашей стране (если их не убили в утробе) воспитывают однополые семьи (мама и бабушка), потому что папа сбежал, только услышав: «Я беременна» или после первых трудностей. И все это мы боимся променять на нормальную семью и соединение со Христом.

А ведь Господь все уже сделал, чтобы нам было легко прийти к Нему. Так может, нам стоит лишь разгрести перед собой горы мусора, которые на пути к Богу насыпали мы сами?